Резолюция по итогам Форума

Резолюция Форума

«Строительная отрасль. Горизонт 2030»

гор.Москва, ТПП РФ 6-7 ноября 2019 г

6-7 ноября 2019 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошел Всероссийский форум «Строительная отрасль. Горизонт 2030», организованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Ассоциацией «Национальное объединение строителей», Национальным объединением изыскателей и проектировщиков, Российским Союзом строителей, Союзом проектных организаций строительного комплекса России, Союзом архитекторов России, Национальным объединением участников строительной индустрии и Союзом сельских строителей России.

В Форуме участвовали представители Минстроя России и Минпромторга России, члены Экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту и строительству, руководители строительной отрасли ряда регионов, представители более чем 250 строительных, архитектурно-проектных, изыскательских, экспертных организаций, предприятий строительной индустрии.

Целью Форума стало обсуждение задач строительного сообщества в реализации стратегического развития строительной отрасли до 2030 г и Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национального проекта «Жилье и городская среда», проекта Программы развития индивидуального жилищного строительства, разработанного Минстроем России, а также промышленности строительных материалов, изделий и конструкций и внедрения современных технологий строительства жилья, производственных зданий и объектов инфраструктуры.

    В докладах и выступлениях были обозначены проблемы, волнующие строительное сообщество, а также предложения по их решению.
    Президентом и Правительством Российской Федерации определены следующие стратегические задачи строительного комплекса:

  • — увеличение объемов жилищного строительства, а также социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, повышение безопасности и качества объектов капитального строительства и комфортности среды проживания;
  • — увеличение объемов производства предприятий несырьевого сектора экономики, в том числе отрасли строительства и промышленности строительных материалов;
  • — существенное повышение производительности труда на отраслевых предприятиях.

Реализации поставленных задач препятствует сложная экономическая ситуация в строительном комплексе, связанная с недостаточностью притока инвестиционно-финансовых средств, что вызвано как общим замедлением темпов экономического роста и снижением спроса на жилье, так и переводом сектора жилищного строительства на механизм банковского финансирования с использованием эскроу-счетов, приведшим к значительному удорожанию предоставляемых денежных средств, а также к массовым отказам со стороны банков в предоставлении финансирования застройщикам, являющимся субъектами малого и среднего бизнеса, и осуществляющим небольшие объемы строительства.

Очевидно, что без осуществления комплексных мер поддержки, предприятия строительного комплекса в ближайшие 2-3 года будут приспосабливаться к работе в новых условиях, стараясь выжить, а не увеличивать объемы производства.

Для решения этих задач необходимы ревизия и осмысление методов и подходов на всех переделах при создании и эксплуатации объектов капитального строительства и формировании комфортной среды жизнедеятельности. При этом необходимо учесть имеющиеся резервы во всех секторах строительной отрасли, а именно:

  1. В условиях снижения спроса важной мерой стимулирования развития строительного комплекса мог бы стать запуск общероссийской программы реновации жилья методом реконструкции с надстройкой и обстройкой зданий, которую можно было бы выделить в качестве отдельного направления в Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.
    В условиях наличия в России значительных объемов аварийного жилья (с износом более 70%), проведение мероприятий по реновации, направленных на сохранение и продление срока службы существующих зданий, является той областью строительной деятельности, которая позволяет наиболее рационально использовать ограниченные финансовые ресурсы для получения наибольшего социального и экономического эффекта.
    Запасы несущей способности типовых домов первых массовых серий позволяют увеличить их этажность на 1-3 этажа без усиления существующих стен и фундаментов, получив прирост общей площади до 30%. Надстройка в один этаж+мансарда на жилых домах первых массовых серий может дать 50-70 млн. м2 дополнительной площади, то есть около 1 млн. квартир, сэкономив около 10 тыс. га земли для нового строительства.
    Себестоимость создаваемой в процессе реконструкции зданий дополнительной жилой площади будет в 1,5-2 раза дешевле, чем при новом строительстве; на 25-40% снижаются расходы материальных ресурсов; в 1,5 раза — затраты на строительство инженерной инфраструктуры; проведение мероприятий по дополнительной теплозащите зданий позволяет сократить энергопотребление на 40%. Сегодня в среднем по России расходы на отопление составляют 55 кг.у.т./м2 год, и на горячее водоснабжение 19кг. у.т./м2 год, то есть суммарный расход тепловой энергии равен 74 кг. у.т./м2 год, тогда как, например, в странах Скандинавии суммарный расход составляет 18 кг. у.т./м2 год, поэтому повышение энергоэффективности зданий является самой актуальной задачей отечественного стройкомплекса.
  2. Одной из задач строительной отрасли является обеспечение устойчивого роста производительности труда с помощью современных технологий, что позволит обеспечить рост доходов населения, рост благосостояния граждан. По оценке экспертов, наше отставание по этому показателю в строительной сфере от ФРГ, США, Японии – кратно 4.
    К сожалению, в условиях кризиса и снижения спроса в строительстве, многие предприятия, разрабатывающие и внедряющие инновационные технологии, и решения, оказались в трудной экономической ситуации и нуждаются в государственной поддержке.
    Новые технологии, обладающие признаками универсальности, модульности, типологии, унификации, обеспечивают сопоставимость применения изделий из различных технологий, что позволяет переходить на комбинированные системы. Выбирая лучшие элементы из разных систем, складывая их вместе, можно получить еще больший эффект, чем в моносистеме.
    Для того, чтобы новации не утонули в пучине нехватки средств на НИРы, НИОКРы, из-за отсутствия или дороговизны финансовых ресурсов, необходимо создать реестр таких технологий с привязкой к пилотным или инвестиционным проектам, запланированным к реализации в нацпроектах, и обеспечить адресную поддержку в части сертификации, разработки технических решений в применении этих технологий в реальных проектах с выходом на типологию.
    Технологии должны охватывать разные секторы, в первую очередь относящиеся к «локомотивным» отраслям экономики – промышленному, транспортному, сельскохозяйственному строительству, и, конечно, жилью и объектам социальной сферы. Очень важно, чтобы запланированные пилотные проекты учитывали региональную специфику.
    1. В области транспортного строительства поддержки заслуживает современная технология строительства секционных мостов, для строительства надземных эстакад, мостов, транспортных развязок и других линейных сооружений, основанная на использовании объемных пустотелых коробчатых железобетонных конструкций, скрепленных между собой тросовыми затяжками.
      Уникальность технологии основывается на применении объемных пустотелых конструкций, контур которых представляет форму обратной трапеции, что позволяет выполнить строение в любой пластике, с расстоянием между опорами в надземной эстакаде до 100 метров. Строительство ведется с применением установленных на опорные конструкции моста специальных кранов с самовыдвигающимися стрелами, оснащенными траверсами с лебедками. С помощью кранов железобетонные коробчатые пустотелые конструкции навешиваются на траверсы и скрепляются друг с другом стальными тросами, после чего они стягиваются домкратами, устанавливаемыми на надопорных коробчатых конструкциях, и мост готов к обстройке. Преимущество данной технологии заключается в возможности вести скоростное строительство в стесненных условиях без перекрытия движения как в продольном, так и в поперечном направлениях, а также в минимизации затрат на организацию строительной площадки, поскольку до начала строительства не требуется сооружать объездные пути. В России развита технология железобетонного индустриального домостроения. В стране около 1000 действующих заводов ЖБИ, на которых можно достаточно быстро и эффективно наладить производство железобетонных пустотелых коробчатых конструкций, используя оригинальную опалубку. Внедрение технологии позволяет не только решить задачу строительства линейных сооружений, но и загрузить работой предприятия ЖБИ, производства по изготовлению металлической опалубки и оснастки, а также наладить на машиностроительных заводах производство крановой техники и другого оборудования и механизмов.
    2. В области дорожного строительства стоит задача создания дорог, обладающих характеристиками: повышенной прочностью, что исключит необходимость их закрытия в весенний период; увеличенным межремонтный периодом эксплуатации; способностью вести строительство всесезонно; индустриальностью, позволяющей максимально сократить неквалифицированный ручной труд, в разы увеличить производительность и уменьшить сроки строительства. Всем этим требованиям отвечает технология индустриального строительства дорог с применением пазогребневых железобетонных плит с постнапряжением после укладки. Такая технология особенно актуальна для строительства и эксплуатации в районах с тяжелыми климатическими условиями: низкой температурой, вечной мерзлотой, заболоченностью, повышенной сейсмикой, в местности с опасностью селевых и снежных сходов. Существенным плюсом этого способа строительства также является загрузка региональных предприятий по выпуску железобетонных изделий, что параллельно позволит увеличить объемы выпуска продукции и для других секторов экономики и сохранить производственные единицы, которые в период роста потребности позволят обеспечить отрасль индустриальными железобетонными элементами для строительства запланированного до 2030 года объема жилья в 120 млн м2 в год.
    3. В области общегражданского строительства внимания заслуживает проектно-компонуемая технология сборного железобетона, позволяющая изготавливать и осуществлять скоростной монтаж большепролетных конструкций из предварительно напряженного железобетона для строительства зданий, мостов, эстакад и других сооружений.
      Отличительные особенности проектно-компонуемой технологии сборного железобетона от традиционных сборных железобетонных технологий: снижение материалоемкости зданий и сооружений; минимизация числа монтажных стыков, укрупнение и повышение заводской готовности; отсутствие трудоемких сварных соединений в узлах несущих конструкций; реализация принципа минимума ступеней передачи нагрузок: 3-4 ступени, вместо 7-8; возможность создания зданий со свободными планировками и учета индивидуальных потребностей заказчика; высокое качество строительных конструкций с шириной пролета до 30 м и длиной конструкции до 45 м, минимизация отделочных работ за счет машиностроительных допусков при изготовлении изделий; сейсмоустойчивость и всепогодность; высокая огнестойкость; сокращение сроков строительства СМР в 2 раза.
      Технология позволяет подходить к созданию каждого здания индивидуально с учетом ориентированного подхода к экономике, технологии, среде и производству, требований к повышению эффективности использования производственных площадей, что требует отказаться от типовых конструкций, используемых в нашей стране. На стадии ТЭО или эскизного проекта подбирается оптимальное размещение всех несущих и ограждающих элементов с максимально возможным шагом несущих элементов (колонн, балок, плит покрытия).
      Минимальное поперечное сечение изделий из железобетона подбирается с заданной несущей способностью за счет использования высокопрочных канатов и высокопрочных бетонов. Изготовление преднапряженных железобетонных конструкций производится в опалубках-трансформерах с гидравлически изменяемой по длине и сечению оснасткой на обогреваемых поддонах без пропарочных камер.
      Первое производство в Российской Федерации, организованное на основе такого подхода, осуществлено на Челябинском заводе железобетонных изделий №1.
      Необходимо оказать поддержку по стимулированию применения комплексного подхода к проектированию, производству и монтажу сборных железобетонных изделий на основе информационно-управляемого производства, а на предприятиях, где такая система уже внедрена, организовать школы передового опыта на условиях ГЧП для передачи опыта, обучения и практики в целях расширения компетенций.
    4. В области конструкционно-теплоизоляционных строительных материалов поддержки заслуживает инновационная технология вспенивания пористой стеклокерамики «керапен», позволяющая изготавливать линейку теплоизоляционных и конструкционно-теплоизоляционных материалов, обладающих свойствами энергоэффективности, пожаростойкости, долговечности, экологичности, в том числе блочную пенокерамику «керамопен ТМ».
      Экспертная оценка показывает, что керамопен значительно превосходит по цене и своим свойствам другие строительные материалы из своего ряда, типа пеностекла и керамзитобетона и т.п.
      Ограждающая конструкция здания, построенная из керамопена будет весить в 7 раз меньше в сравнении с керамическим кирпичом, при одинаковой прочности и большем термосопротивлении.
      Развитие производства пенокерамики позволит в разы сократить стоимость утепления стен и покрытий в зданиях и сооружениях, эксплуатация которых происходит в жестких условиях (подтопление, предельно низкие температуры, попеременное замерзание и оттаивание, в особо ответственных и уникальных зданиях), где сейчас применяется дорогой, теперь уже импортный материал — пеностекло (в советский период было 13 заводов – сейчас ни одного). Применение материала обеспечит, в том числе, расширение энергоэффективного малоэтажного “зеленого” строительства, создание комфортной городской среды в различных регионах РФ и укрепит экспортный потенциал российских строительных технологий.
  3. Реализация поручения Президента Российской Федерации о повышении качества строительства требует создания надежного инструментария обеспечения безопасности и качества на всех этапах создания объекта капитального строительства: при производстве строительных материалов и изделий, выполнении инженерных изысканий, проектирования, осуществлении функций заказчика, организации и контроля за строительством, осуществлении различных видов строительных работ, так и градостроительной сферы в целом.
    Механизмом, способным обеспечить функционирование такой системы, является Система менеджмента качества процессов организации производства и оказания услуг (серии ИСО 9000), представляющая собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
    Опыт показал, что внедрение на предприятиях Системы менеджмента качества (СМК) влияет на снижение брака при производстве товаров и услуг до 25%, что, в конечном итоге, благоприятно сказывается на всей отрасли.
    К сожалению, в соответствии с действующим законодательством использование на предприятиях Системы менеджмента качества носит добровольный характер. А в условиях продолжающегося снижения спроса на строительном рынке, а также системы государственных закупок в строительстве, ориентированной на минимизацию цен на всех этапах строительного процесса, выигрывает тот, кто сумеет снизить издержки, в том числе, в ущерб качеству. Добросовестный предприниматель, проигрывая в конкуренции тем, кто не утруждает себя соблюдением требований безопасности и обманывает потребителей, вынужден или уходить с рынка, или также экономить за счет снижения качества и безопасности.
    Для реализации работы единой национальной системы нормирования и контроля качества в строительстве необходимо законодательно придать Системе менеджмента качества статус обязательного инструмента в работе строительного комплекса.
    Для реализации градостроительной политики и стратегии в области повышения качества и безопасности среды жизнедеятельности целесообразно создать Национальный фонд развития качества в строительстве (НФРКС), который обеспечит единую систему контроля качества, в которую войдут Системы добровольной сертификации (СДС) по федеральным округам.
    Функциями окружных СДС станут являться аккредитация и контроль деятельности органов по сертификации (ОС), аккредитованных на право разработки, внедрения, аудитов и инспекционного контроля СМК предприятий и организаций строительного комплекса.
  4. Существенное снижение затрат застройщиков на присоединение объектов капитального строительства к инженерным сетям, а также сокращение коммунальных расходов владельцев жилья может быть достигнуто за счет корректировки «нормативов потребления коммунальных услуг».
    Экспертная оценка показывает, что в нарушение Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» и Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (с изменениями и дополнениями), нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются региональными органами власти не на основании экспериментальных исследований, а также аналитических расчетов водопотребления на аналогичных объектах, оборудованных приборами учета, а путем расчета отношения общего объема приготовленной воды к количеству жителей населенного пункта, или по данным, использованным в нормативных документах (СП 30.13330.2016 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85* и СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 (с Изменениями N 1, 2)).
    Экспертная оценка завышения установленных в нормативных документах и принятых региональными органами власти объема удельного суточного водопотребления на 25 – 30 % выше фактических норм водопотребления, определяемых по замерам квартирных счетчиков.
    Законодательный, научно-обоснованный учет всех этих факторов, за счет выполнения научно-исследовательских и экспериментальных работ, выполненных для типового строительства жилого дома в различных регионах за счет частных инвестиций, позволяет сократить стоимость строительства этих систем на 15-20%. Проблемой является отсутствие положения о порядке выполнения таких работ и использования их результатов для проектирования и строительства тиражированных жилых домов путем разработки и принятии стандартов организации, поскольку экспертные организации отказывают в рассмотрении стандартов организации. Решение проблемы через разработку специальных технических условий (СТУ) для каждого многоквартирного жилого дома экономически невыгодно.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники Форума приняли решение:

Обратиться к Минстрою России с просьбой о включении программы реновации жилья методом надстройки и обстройки в Дорожную карту Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, в том числе с установлением для субъектов Российской Федерации ежегодных плановых показателей по вводу дополнительных объемов жилья с достижением к 2024 году 20 млн. кв.м. в год, а также необходимость достижения норматива суммарного расхода энергоресурсов на уровне не более 25-30 кг.у.т./м2 в год к 2030 году в целом по стране и установления этого показателя для вновь построенных и реконструированных зданий.

Поддержать содержащиеся в проекте федерального закона № 550294-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», внесенном Депутатами Государственной Думы ФС РФ Хованской Г.П. и Мироновым С.М., и проекте федерального закона №825313-7 «О реновации жилого фонда в Российской Федерации», внесенном Законодательным собранием г. Санкт-Петербурга, идеи о необходимости проведения программы реновации по всей стране, отметив, что ее запуск не должен быть привязан к сроку завершения субъектами расселения аварийного жилья, поскольку реновация является инструментом, позволяющим сократить объемы появления аварийного жилья.

Предложить Минпромторгу России и Минстрою России направить предложения в Минтранс России и Росавтодор о включении в Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года планового показателя доли дорог с цементобетонным покрытием в объеме не менее 20% к 2030 году от общего объема строящихся дорог общего и необщего пользования, предусмотренного Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, а также включить в план строительства мостов, дорог и развязок технологию строительства секционных мостов из объемных пустотелых железобетонных коробчатых конструкций, изготовленных индустриально. Это позволит решить важнейшую стратегическую задачу в короткие сроки и построить в различных регионах страны сеть высококлассных автомобильных дорог со сроком службы не менее 60 лет, надежных мостов, эстакад и развязок, а также загрузить региональные заводы ЖБИ, находящиеся в стагнации в период запущенных в строительной отрасли реформ.

Обратиться к Минстрою России с предложением создать экспертный совет из представителей отраслевых промышленных и строительных предприятий, НИИ и проектных организаций, общественных и некоммерческих организаций федерального и регионального уровней, задачей которого должно стать проведение объективного анализа информации об инженерных и строительных системах, материалах, изделиях, технологиях по разработанным современным критериям оценки. По результатам проведенного анализа создать реестр инновационных технологий и материалов в региональном разрезе и привязкой к пилотным или инвестиционным проектам, запланированным к реализации в нацпроектах, и обеспечить адресную поддержку в части сертификации, разработки технических решений в применении этих технологий в реальных проектах с выходом на типологию.

Минстрою РФ предусмотреть финансирование издания и ведения на основе заключений экспертного совета (п.4) с обосновывающей документацией по заранее утвержденной методике Реестра инновационных технологий и материалов, который после утверждения Минстроем России должен стать руководством для органов экспертизы возможности применения инновационных технологий и материалов в рассматриваемых проектах строительства.

Минстрою РФ изменить систему технического регулирования в строительстве, заменив национальные стандарты и своды правил актуализированными обязательными к применению строительными нормами, утверждаемыми Минстроем России с учетом результатов выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по внедрению в строительстве новых технологий, оборудования и материалов. При этом, необходимо включить в систему технического регулирования в строительстве негосударственные системы стандартизации, определив их роль в системе требований.

С целью повышения экономической заинтересованности бизнеса в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по внедрению в строительство новых технологий, оборудования, материалов, научно- технического и экономического обоснования параметров и характеристик, установленных пунктами добровольного применения сводов правил обратиться к Минстрою России с просьбой разработать и принять порядок использования результатов этих работ при проектировании и строительстве, в необходимых случаях через экспериментальное проектирование и строительство или стандарты организаций.

Обратиться к Минстрою России с просьбой внести изменения в действующие законодательные акты в области теплоснабжения, предписывающие необходимость обязательной сравнительной технико-экономической оценки применения централизованного, автономного и поквартирного теплоснабжения с учетом интересов потребителей, при разработке схем теплоснабжения, базирующихся не на комбинированной выработке электрической и тепловой энергий.
В случае экономической целесообразности перехода на поквартирное теплоснабжение, позволяющего удешевить и сократить сроки замены морально и физически устаревшего бытового газоиспользующего оборудования, предусмотреть меры экономического стимулирования развития автономного поквартирного теплоснабжения.

Обратиться к Минпромторгу России с просьбой разработать программу развития производства нового инновационного энергоэффективного бытового газоиспользующего оборудования (безопасных газовых плит с газовым контролем, квартирных теплогенераторов с закрытой камерой сгорания), легкосбрасываемых оконных конструкций, устройств по мониторингу воздушной среды в помещениях, в которых размещается газоиспользующее оборудование.

Обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой о пересмотре Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306), поскольку Правила не содержат механизма единообразия в расчетах, что позволяет при одних и тех же исходных данных получать разный результат, а большинство позиций правил не соответствуют новым требованиям законодательства и не учитывают реальные затраты при потреблении коммунальных ресурсов.
Например, в последние годы существенно изменилось удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения. Удельные показатели являются в значительной степени зависимыми от структуры водопотребления по категориям водопользователей, системы водоучета, степени санитарно-технического оборудования зданий, конструктивных особенностей и технического состояния внутренних водопроводов, а также от демографического состава водопотребителей.

Обратиться в Минстрой России с просьбой рассмотреть возможность создания отдельного департамента коммунальной энергетики, функцией которого могла бы стать выработка государственной политики в вопросах проектирования, строительства и содержания систем инженерно-технического обеспечения жилых и общественных зданий, исключив право естественных монополий регулировать эти вопросы, что соответствует направленности осуществляемого Правительством РФ механизма «регуляторной гильотины», план мероприятий (Дорожная карта) которой утвержден Председателем Правительства РФ от 29 мая 2019 года № 4714п-П36.
Так, в статьях 2-3 разработанного Минстроем России проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации», вносятся поправки в Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также в Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что «разработка строительных норм осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, или подведомственным ему (бюджетным или автономным) учреждением в соответствии с планом разработки строительных норм, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти» Министерством строительства и ЖКХ РФ.

В целях совершенствования и повышения качества подготовки кадров для строительства обратиться к Минстрою России и Минобрнауки России с просьбой восстановить в средних специальных учебных заведениях строительного профиля программу целевой подготовки специалистов (по образцу выпускаемых в советский период в техникумах) с включением в качестве обязательного элемента прохождения производственной практики на рабочих местах.
Повышение квалификации должно проводиться по образовательным программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию в некоммерческих профессиональных организациях, перечень которых устанавливается Правительством России или отраслевым федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение квалификации должно осуществляться путем проведения обязательной независимой оценки квалификации в порядке, установленном Федеральным Законом «О независимой оценке квалификации».

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству
в сфере строительства

Басин Е.В.

Президент НОСТРОЙ
Глушков А.Н.

Президент Российского Союза
строителей
Яковлев В.А.

Президент НОПРИЗ
Посохин М.М.

Президент Союза проектировщиков
России
Новоселов В.А.

Президент Национального объединения участников
строительной индустрии
Лощенко А.Л.

Президент Союза сельских строителей России
Мытарев С.А.

Организаторы